Ассоциация риэлторов Петербурга и Ленинградской области является соорганизатором конкурса «Доверие потребителя» на протяжении всех 8-ми лет его существования. Непосредственно с участием специалистов АРСПб сформированы критерии надежности агентств недвижимости, по которым выбирается лучшая компания. В 2015 году в номинации «Риэлторское агентство» представлено 87 компаний Петербурга. Подробнее о том, какие аспекты риэлторской деятельности являются ключевыми при определении победителя – наш разговор с президентом АРСПб Федором Дьячковым. – Федор Васильевич, что говорит об агентстве наличие у него сертификата соответствия требованиям Национального стандарта СТО РГР 021.01-02 «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости»? – Фирмы, прошедшие процедуру сертификации и имеющие соответствующие подтверждающие документы, обладают рядом конкурентных преимуществ в глазах клиентов, ибо их качество услуг проверено на соответствие Национальному стандарту, а профессиональная ответственность застрахована. – Какие от руководства РА требуется усилия, чтобы доля аттестованных сотрудников по программе, соответствующей требованиям Национального стандарта СТО РГР 021.01-02, была превалирующей? – В соответствии с требованиями РГР, доля сотрудников в РА, которые прошли обучение по определенной программе и сдали аттестационный экзамен, должно составлять не менее 60%. Эта норма вполне логична, так как в РА зачастую работает довольно много стажеров (которые начинают работать под руководством наставников и менеджеров и не имеют пока аттестатов), а также бывают случаи перехода в РА новых агентов, которым требуется время, чтобы подготовится и сдать аттестационный экзамен. Таким образом, практически все самостоятельно работающие агенты в сертифицированных компаниях должны иметь аттестацию, а значит и их квалификация должна удовлетворять требованиям Национального стандарта. – Насколько распространено среди риэлторских агентств Петербурга страхование профессиональной ответственности и что это дает потребителю? – Страхование профессиональной ответственности РА является обязательным требованием только фирм-членов АРСПб, т.к. все фирмы Ассоциации риэлторов СПб являются сертифицированными. Для других участников рынка это требование необязательно. Соответственно, прочие агентства недвижимости редко страхуют свою профессиональную ответственность, а значит в случае возникновения убытков у клиентов по вине этих компаний, получить их возмещение будет проблематично. – От чего зависит количество проведенных компанией сделок в течение года, и почему на этот показатель следует обратить внимание? – Количество проведенных РА сделок зависит как от качества работы, его эффективности, так и от величины агентства. Разумеется, в крупных агентствах недвижимости и сделок проводится намного больше. Большое количество сделок, проведенных в РА в квартал, полугодие, год может говорить о том, что там действительно могут и умеют продавать, технологии обслуживания клиентов выстроены и работают эффективно, а статистика уже проведённых продаж позволяет более грамотно и рационально рекомендовать новым клиентам назначать цены на свои продаваемые объекты. – Что значит «эксклюзивная сделка» и как их число влияет на репутацию компании? – Понятие «эксклюзивная сделка» означает сделку с каким-либо эксклюзивным объектом, либо сделку по какой-то уникальной, эксклюзивной технологии. Это понятие редко используется в риэлторской среде. Гораздо чаще говорится об эксклюзивном договоре. Это такой договор, который дает право только одному-единственному РА осуществлять продажу данного объекта. В этом случае РА концентрирует максимум усилий на продвижении и продаже именно этого объекта, а клиент получает персональный сервис и профессиональный подход при продаже его объекта по максимальной цене или в наиболее сжатые сроки. Поэтому АРСПб рекомендуют как клиентам, так и агентствам прежде всего рассматривать возможность заключения именно эксклюзивного договора в первую очередь. Другие виды договоров («листинговый», «рекламный» и т.д.) могут приводить к неприятным ситуациям, когда много агентств занимаются одним и тем же объектом, по сути, мешая друг другу и создавая так называемую «игру на понижение», стараясь продать объект «своему покупателю». – Если вкратце, то какие показатели номинантов при подведении итогов конкурса «Доверие потребителя» будут считаться важными? – Это, по сути, показатели, на которые в первую очередь потребителю следует обратить внимание при выборе риэлторского агентства: стаж на рынке, репутация, членство в профессиональных риэлторских объединениях, наличие в собственности офисов и иной недвижимости, наличие сертификации и страхования профессиональной ответственности, количество проведенных сделок, наличие эксклюзивных договоров, уникальные сервисные предложения.